Menu

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ФРАНЦИИ

Культура Древней Франции (1 000 000 – 2 000 лет до н.э.)
Культура Древней Франции (1 000 000 – 2 000 лет до н.э.)
В то время как на севере Европы медленно исчезали ледники последнего оледенения и шла последовательная смена климатических стадий, в южных районах Западной Европы не было столь резких колебаний в природных условиях. Самым существенным событием здесь явилась смена сурового климата конца ледникового времени сначала относительно более тёплым и сухим, а затем влажным лесным климатом. К этому последнему периоду относятся находки в пещере Мас-д'Азиль в Арьеже (Франция, предгорья Пиренеев), представляющей собой гигантский туннель длиною около 400 м, по которому и в настоящее время протекает прорывшая его в глубокой древности река Ариз. Люди издавна, оценили удобства этого обширного подземного коридора, по сторонам которого имеется много боковых камер. Между мадленскими слоями, залегающими в основании, и поверхностными отложениями времени неолита и века металла был найден слой с многочисленными и характерными остатками материальной культуры. По этим находкам было дано наименование целому культурному периоду ("Азильская культура") не только в указанном районе Франции, но и далеко за её пределами.

Азильцы, обитатели пещеры в мезолитическое время, как и их мадленские предшественники, занимались охотой на диких животных, состав которых, однако, уже резко изменился. Полностью исчезли представители древней арктической фауны. Место северного оленя занял благородный олень, вместе с ним распространились и другие животные, обитавшие в широколиственных лесах умеренного пояса,— бобр, бурый медведь, кабан, барсук. Другой особенностью азильских отложений является обилие раковин съедобных моллюсков, преимущественно лесных улиток. Характерно, что в азильское время по сравнению с более ранним, мадленским, костяные изделия, в особенности гарпуны, становятся более грубыми.

Вместо разнообразных по типам и формам, а также относительно крупных по размерам кремниевых изделий, свойственных верхнему палеолиту, теперь широко распространяются менее крупные изделия определённых стандартизованных форм, геометрические по очертаниям, в том числе сегменты и острия с одним дугообразно ретушированным лезвием, а также небольшие округлые скребки...
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ раздел Культура Древней Франции (1 000 000 – 2 000 лет до н.э.) >>>

Темы раздела:
Азильская культура в Древней Франции
Тарденуазская культура Древней Франции
Мегалитическая культура Древней Франции
Культура «бронзового века» на территории Франции

Культура варварской Франции (Х в. до н.э. - II до в. н.э.)
Культура "варварской" Франции (Х в. до н.э. - II до в. н.э.)
К середине I тысячелетия до н. э. кельтские племена населяли бассейны рек Рейна, Сены и Луары и верховья Дуная. Эта территория впоследствии получила у римлян наименование Галлии. В течение VI—III вв. кельты заняли области современной Испании, Британии, Северной Италии, Южной Германии, Чехии, частично Венгрии и Трансильвании. Отдельные кельтские поселения были и далее к югу и востоку, в иллирийских и фракийских областях.

В некоторых странах кельты смешались с местным населением и создали новую, смешанную культуру, каковой была, например, культура кельтиберов в Испании. В других областях местное население было быстро кельтизировано (как, например, лигуры, жившие на юге Франции), и незначительные следы его языка и культуры сохранились лишь в некоторых географических названиях и пережитках религиозных верований.

С именем кельтов связано распространение созданной ими так называемой латенской культуры. Название она получила от небольшого местечка на берегу Невшательского озера в Швейцарии. В жаркое лето 1854 г. озеро сильно обмелело, и на местном пляже полковник Шваб собрал целую коллекцию оружия, застёжек-фибул, иных вещей, ставших эталоном при сопоставлении с другими находками и выделении ряда взаимосвязанных памятников в особую археологическую культуру. Памятники латенской культуры, которая в середине VI в. до н. э. сменяет гальштаттскую, позволяют судить как о постепенном развитии кельтских племён, так и об истории их проникновения в различные области Европы...
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ раздел Культура "варварской" Франции (Х в. до н.э. - II до в. н.э.) >>>

Темы раздела:
Латенская культура «варварской» Франции
Периодизация латенской культуры
Обычаи латенской культуры
Духовный мир "варварской" Франции
Религия и мировоззрение в "варварской" Франции

Культура Античной Франции (II в. до н.э. - V в. н.э.)
Культура Античной Франции (II в. до н.э. - V в. н.э.)
Существовавшие на Средиземноморском побережье с VI в. до н. э. торговые колонии дали новые свидетельства о племенных группах, которые поселились в этом районе и построили укрепленные деревни; они использовали монеты, выращивали виноград и делали вино. Не хватает лишь письменных документов.

Затем в эти места пришли римляне. К тому времени галлы, все еще будучи конгломератом отдельных племен, создали собственную относительно передовую цивилизацию с центрами в укрепленных городах, известных под латинским названием oppida. Сравнительную легкость, с которой они приспособились к римским обычаям и установлениям - в противоположность германским племенам по ту сторону Рейна, - можно объяснить высокой степенью развития их цивилизации. Для Юлия Цезаря предлогами для завоевания Галлии были защита союзников Рима, охрана римских границ и продвижение римских интересов. Быстро разделавшись с племенем гельветов, Цезарь двинулся покорять другие разрозненные галльские племена. За восемь лет были установлены очертания Римской Галлии. Организация административных провинций и создание римских институций, завершивших романизацию Галлии, относятся уже к правлению Октавиана Августа.

В конце I в. н. э. наступил период упадка кельтской культуры. В Европе начала распространяться культура римлян. Погибло большинство кельтских опидумов, остатки собственно латенской культуры постепенно были вытеснены формами, характерными для культуры римских провинций. Кельтские традиции стали частью последней, а самостоятельно продолжали развиваться лишь на Британских островах.

Следующие три века происходило развитие галло-римской цивилизации, процветание которой (особенно на юге) отразилось в архитектурных сооружениях, социальных институциях, культурных артефактах и общем стиле жизни...
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ раздел Культура Античной Франции (II в. до н.э. - V в. н.э.) >>>

Темы раздела:
Культура галло-римской цивилизации
Римское наследие в культуре франков


КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФРАНЦИИ (V-XV вв)

Культура Франкского государства (V - IX в.в.)
Культура Франкского государства (V - IX в.в.)
В феодальном обществе франкского государства, пришедшем на смену обществу рабовладельческому, возникла новая, феодальная культура. Носительницей феодальной культуры в период раннего средневековья являлась церковь.

Религия в феодальном обществе Франкского государства была одним из мощных средств утверждения и сохранения классового господства эксплуататоров. Обещая небесное блаженство в награду за земные страдания, церковь всеми путями отвлекала народные массы от борьбы с феодалами, оправдывала феодальную эксплуатацию и настойчиво пыталась воспитывать трудящихся в духе полной покорности их господам. Влияние церкви сказалось со всей силой и на духовной культуре средневекового общества Франкского государства.

Распад феодального общества на ряд замкнутых в экономическом и политическом отношении мирков и повсеместный разрыв существовавших в рабовладельческом обществе торговых, политических и культурных связей обусловливали отсутствие сколько-нибудь широкого образования в VI—Х вв. Все существовавшие тогда школы (епископальные и монастырские) находились в руках духовенства. Церковь определяла их программу и подбирала состав их учащихся. Основной задачей церкви при этом являлось воспитание церковных служителей, способных воздействовать на народные массы своей проповедью и охранять в неприкосновенности существующие порядки.

От своих служителей церковь требовала в сущности очень малого — знания молитв, умения читать по латыни Евангелие, хотя бы и не понимая всего прочитанного, и знакомства с порядком церковных служб. Лица, чьи знания выходили за пределы подобной программы, являлись в западноевропейском обществе VI—Х вв. редчайшими исключениями.

Создавая школы, церковь не могла обойтись без некоторых элементов светского образования, которые феодальное общество унаследовало от древнего мира. Приспособив эти элементы светского образования к своим потребностям, церковь Франкского государства явилась невольной их «хранительницей». Античные дисциплины, преподававшиеся в церковных школах, именовались «семью свободными искусствами»...
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ раздел Культура Франкского государства (V - IX в.в.) >>>

Темы раздела:
Феодально-церковная культура Франкского государства
Культура в империи Карла Великого. Каролингское возрождение
Литература и архитектура каролингского периода
Народное творчество Франкского государства в период раннего средневековья
Изобразительное искусство Франкского государства

Культура Франции в IX - XI в.в.
Культура Франции в IX - XI в.в.
Некоторое оживление культурной жизни во Франции, известное под названием «каролингского возрождения», оказалось весьма ограниченным и в пространстве и во времени. К Х в. влияние «каролингского возрождения» было почти полностью исчерпано. Х в. и первые десятилетия XI в. представляли картину несомненного культурного упадка. Распад монархии Карла Великого и последующее дробление выделившихся из неё частей, которое сопровождалось непрерывными феодальными войнами, опустошительные нашествия норманнов, венгров и сарацин, голодовки и эпидемии, которыми был так богат тот период, — всё это резко снизило уровень духовной культуры франкского феодального общества.

В связи с этим следует отметить упадок монастырских мастерских (скрипториев), в которых переписывались рукописи, и библиотек. Отсюда чрезвычайная дороговизна книги: в XI в. грамматика Присциана равнялась по стоимости дому и участку земли в придачу, а простой требник — целому винограднику. Неудивительно, что в монастырской библиотеке оказывалось не более одного шкафа с несколькими десятками рукописных кодексов, притом исключительно религиозного характера. Если руководители монастырей и продолжали кое-где поощрять переписку рукописей, то это касалось лишь сочинений религиозного содержания и христианских легенд, подобных «Кантилене о св. Евлалии» (около 890 г.), самому раннему памятнику церковной поэзии на французском языке. Переписывание же произведений античных авторов и других светских книг, в отличие от каролингской эпохи, рассматривалось теперь как нечто греховное. Не случайно также, что техника письма, а также искусство украшения книг миниатюрами и заставками, с конца IX в. ухудшились.

Всё большим влиянием в это время стали пользоваться служители кафедральных соборов, так называемые каноники, т. е. священники, жившие по уставу (канону), получавшие крупные доходы от приписанных к церкви земельных владений и имевшие право голоса при выборе епископа. Из их среды выходили наиболее образованные представители церкви. Таким был, например, Герберт, преподававший с 980 г. в Реймсской школе семь «свободных искусств». Особенно преуспевал Герберт в математике и астрономии...
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ раздел Культура Франции в IX - XI в.в. >>>

Темы раздела:
Духовная культура и литература Франции в IX—XI в.в.
Архитектура Франции IX—XI в.в.
Изобразительные искусства во Франции в IX—XI в.в.

Культура Франции в XI - XIII в.в.
Культура Франции в XI - XIII в.в.
Изменения, произошедшие в XI и XII вв. в социально-экономической жизни Франции, получили своё отражение и в сфере идеологии. Главным являлось здесь то, что именно в это время во Франции зародилась городская культура и многовековая монополия католической церкви в области образования впервые оказалась нарушенной.

Наибольший интерес в истории духовной культуры в городах Франции XI—XIII в.в. представляет та её часть, которая уходила своими корнями в народное творчество. Именно эта культура, открыто противостоявшая феодально-церковной культуре господствующего класса и называемая в дальнейшем ранней городской культурой, носила глубоко прогрессивный характер и определяла то новое, что внесли горожане в культуру средневекового общества на первом этапе развития городов во Франции. Тесная связь, существовавшая между ранней городской культурой и творчеством крестьянских масс, была вполне естественной, ибо ремесленное население первых городов вышло из среды крепостных крестьян.

В тех сценках, которые разыгрывали жонглёры, они не щадили ни феодалов, ни представителей клира. В хрониках сохранились описания подобных сценок. Так, например, в одной из хроник рассказывается о некоем жонглёре — дрессировщике животных, который специально приходил на рыцарские турниры и приводил туда с собой двух обезьян для того, чтобы «обучить» их военным приёмам рыцарей. Затем, посадив на собак «обученных» таким способом обезьян (в полном рыцарском вооружении), этот жонглёр заставлял их сражаться друг с другом наподобие рыцарей. Нетрудно представить себе, какой шумный успех имела столь злая карикатура на военные рыцарские игры (турниры) у простого народа. Выступая на всех народных сборищах, связанных с праздниками, крестинами, свадьбами или же просто ярмарочными днями, жонглёры являлись там желанными гостями. Напротив, со стороны церкви творчество жонглёров вызывало сильнейшую ненависть.

Церковь неоднократно осуждала это творчество на церковных соборах, а самих жонглёров лишала элементарных гражданских прав, допускала безнаказанность их убийства и запрещала их похороны на кладбищах. Музыкальное, поэтическое и драматическое творчество жонглёров казалось церкви тем более опасным, что оно находило живое сочувствие со стороны городских масс.

Теснейшим образом была связана с народным хоровым пением городская музыка. В сюжетах и мотивах песен городских ремесленников повторялись сюжеты и мотивы крестьянских песен. Не менее тесно было связано с искусством жонглёров, с народными игрищами и деревенскими ряжениями, с крестьянскими праздниками и обрядами то городское драматическое искусство, которое прямо противостояло церковной литургической драме...
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ раздел Культура Франции в XI - XIII в.в. >>>

Темы раздела:
Городская культура Франции в XI – XIII в.в.
Развитие школ во Франции в XI – XIII в.в.
Поэзия во Франции в XI – XIII в.в.
Рыцарская литература во Франции XI – XIII в.в.
Архитектура и изобразительное искусство во Франции в XI – XIII в.в.
Парижский университет в XII – XIII в.в.

Культура Франции в XIII - XV в.в.
Культура Франции в XIII - XV в.в.
Дальнейший рост городов и развитие товарно-денежных отношений, усиление феодальной эксплуатации крестьянства и резкое обострение классовой борьбы в стране, постепенная централизация государства и возникновение новой формы феодальной монархии с сословным представительством — таковы были важнейшие изменения в социально-экономической и политической жизни Франции в XIV—XV вв. Тогда же на французский народ обрушились невыносимые бедствия, связанные со Столетней войной, и народные массы проявили в борьбе с иноземными захватчиками величайший патриотизм. Эти события оказали огромное влияние на развитие французской культуры.

Церковь, насколько это было в её силах, по-прежнему препятствовала развитию культуры, не поставленной на службу церковным интересам. Захватив с помощью богословов из «нищенствующих орденов» руководство университетами в свои руки (XIII в.), она превратила Парижский университет в центр мертвящей церковной схоластики и хранителя католической ортодоксии. Однако потребности развивавшегося феодального общества неуклонно вели к тому, что сквозь толщу схоластических мудрствований всё чаще и чаще пробивались ростки знаний, основанных на опыте. Со времени крестовых походов промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических (ткачество, часовое дело, мельницы), химических (красильное дело, металлургия, алкоголь) и физических фактов (очки), которые доставили не только огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше, средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые инструменты. Можно сказать, что собственно систематическая экспериментальная наука стала возможной лишь с этого времени.

С конца XIII в. во Франции начала более быстро развиваться медицина. И хотя медицинская практика того времени была тесно связана с такими псевдонауками, как алхимия, астрология и магия, всё же находились смельчаки, которые вопреки страшным церковным наказаниям и запретам занимались анатомированием трупов, пытались основываться на эксперименте и вносили новые приёмы в область хирургии и общей медицины.

В XIV в. во Франции начали появляться знатоки, занимавшиеся исследованием античной литературы (Пьер Берсюир в середине XIV в.; Жан де Монтрейль и Гонтье Коль в начале XV в.). В 1470 г. в Париже была основана первая типография, где печатались произведения на латинском языке и труды итальянских гуманистов. Образование всё больше становилось светским и ускользало из-под влияния духовенства. Французские университеты постепенно освобождались из-под власти папства и подчинялись непосредственно королевской власти...
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ раздел Культура Франции в XIII - XV в.в. >>>

Темы раздела:
Развитие науки во Франции в XIV—XV в.в.
Историография во Франции в XIII – XV в.в.
Литература Франции XIV—XV в.в.
Театральное искусство Франции XIV—XV в.в.
Архитектура и скульптура Франции XIV—XV в.в.
Живопись и прикладные искусства во Франции XIV—XV в.в.


КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XIX вв)

Культура Франции в XVI - первой половине XVII в.в. Французское Возрождение
Культура Франции в XVI - первой половине XVII в.в. Французское Возрождение
В XVI столетии во Франции сложилась культура Возрождения, отмеченная, как и в других странах Европы, решительными победами светской гуманистической мысли над средневековым аскетическим мировоззрением и схоластикой. Это было время усиленного изучения античной культуры и вместе с тем очень важный, во многом переломный период в развитии французского языка и национальной литературы.

Расцвет культуры Ренессанса во Франции XVI в. имеет прежде всего свои глубоко национальные корни. Он подготовлялся постепенно. Итальянские походы Карла VIII и следующих французских королей послужили лишь внешним толчком, способствовавшим ознакомлению французского дворянства с богатейшими достижениями итальянской культуры Возрождения и ускорившим распространение новых культурных веяний в этой среде.

В области общественной мысли и литературы наиболее передовые и смелые идейные тенденции с особенным размахом и глубиной выявляются на первом этапе развития французского Возрождения. Это вполне понятно, так как именно в первой половине XVI в. социально политическая борьба народных масс и передовых общественных кругов Франции находится на подъёме.

Решающим шагом в освоении новых форм в архитектуре Франции XVI в., где долго держались давние национальные традиции готики, стало влияние итальянских походов французских королей в конце XV— первые десятилетия XVI в. Приглашенные в страну итальянские мастера и внимательно изучавшие античное наследие крупнейшие французские архитекторы XVI в. Ф. Делорм, П. Леско и другие создали ряд выдающихся сооружений. Этому способствовали переводы трудов по архитектуре Витрувия и итальянских ренессансных теоретиков, распространение гравюр с изображением памятников зодчества и появление французских трактатов об архитектуре, отвечающей новым вкусам.

Первые проявления Ренессанса в архитектуре Франции XVI в. связаны с постройками короля Франциска I — от возведения во дворце Блуа на реке Луаре нового крыла с богато декорированной наружной лестницей, закрученной спиралью, до строительства огромного великолепного охотничьего замка Шамбор с его сотнями помещений...
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ раздел Культура Франции в XVI - первой половине XVII в.в. Французское Возрождение >>>

Темы раздела:
Гуманистические идеи французского Возрождения в XVI в.
Радикальный гуманизм во Франции в XVI в.
Реакция на идеи французского Возрождения XVI в.
Плеяда
Развитие публицистики во Франции в XVI в.
Развитие общественной мысли во Франции во второй половине XVI в.
Искусство и архитектура Франции в XVI в.
Развитие французской прециозности в первой половине XVII в.
Рационалистическая философия во Франции в первой половине XVII в. Р.Декарт
Материалистическая философия во Франции в первой половине XVII в. П.Гассенди
Французский классицизм в первой половине XVII в.
Реализм во французской культуре первой половины XVII века

Культура Франции во второй половине XVII в.
Культура Франции во второй половине XVII в.
Феодальный строй Франции второй половины XVII в. защищала не только государственная машина, но и вся система взглядов господствующего дворянского класса.

Католическая церковь во Франции XVII в. по-прежнему была важнейшим орудием охраны феодального порядка. Если вся жизнь простого человека протекала, с одной стороны, под контролем многочисленной местной бюрократии, то, с другой стороны, тот же крестьянин, а отчасти и горожанин, находились под неусыпным надзором и воздействием церкви, воспитывавшей народные массы в духе подчинения своим господам и королевской власти. Незыблемость и непререкаемость авторитета католической веры были, однако, в известной степени подорваны существованием во Франции второй религии в виде протестантизма, гугенотства, узаконенного Нантским эдиктом 1598 г. Наличие в стране двух допущенных законом вероисповеданий открывало щелку для скептицизма, ослабляло мощь католицизма.

Вторая половина XVII в. — выдающийся период в развитии французской культуры. Он характеризуется в первую очередь тем подъемом, который переживали прогрессивные общественные силы страны в связи с ее экономическим и социальным развитием.

Абсолютная монархия стремилась подчинить своему контролю всю культурную жизнь страны. С этой целью правительство начало создавать академии. По примеру французской Академии в 1663 г. организуется Академия надписей, а затем в 1666 г. Академия наук. В 1663 г. утверждается новый устав Академии живописи и скульптуры, в 1671 г. учреждается Академия архитектуры. Король назначал писателям и художникам пенсии и премии, брал их под свое покровительство, превращал в своего рода государственных служащих. За это они должны были прославлять мощь и величие абсолютистской Франции, развлекать короля и его придворных. Королевский двор был призван стать законодателем художественного вкуса.

В 1661 г. Людовик XIV начал грандиозное строительство в Версале. Здесь был возведен королевский дворец (строители Л. Лево и Ж. Ардуэн—Мансар) и разбит под руководством замечательного садовода-архитектора А. Ленотра (1613—1700) огромный парк с многочисленными аллеями, водоемами, статуями и фонтанами. К украшению Версаля были привлечены виднейшие французские архитекторы, художники и скульпторы, садоводы и мебельщики. В его сооружении участвовали лучшие инженеры и техники, тысячи рабочих и ремесленников. Возведение и содержание Версаля, выраставшего в некий символ величия абсолютной монархии, стоили огромных средств...
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ раздел Культура Франции во второй половине XVII в. >>>

Темы раздела:
Религия во Франции во второй половине XVII в.
Архитектура Франции второй половины XVII века
Театральное и изобразительное искусство Франции второй половины XVII века
Литература Франции второй половины XVII века

Культура Франции в XVI - первой половине XVII в.в. Французское Возрождение
Культура Франции XVIII в. Французское Просвещение
Во всех странах Европы развитие культуры в XVIII в. в той или иной мере проходило под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный, блещущий яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Важнейшее направление в просветительской философии Франции XVIII века представлено материалистической школой. Ее развитие открывает врач Жюльен Офре Ламетри (1709—1751), автор медицинских и философских трудов «Естественная история души», «Человек-машина», «Человек-растение», «Система Эпикура». Смелый атеизм Ламетри вызвал ярость церковных и светских реакционеров. Философ вынужден был бежать из Франции и умер в изгнании.

В развитии французского Просвещения XVIII века выделяется течение, главные представители которого, вместе с английскими учеными, заложили основы буржуазной политической экономии, подвергнув острой критике экономическую политику абсолютизма. Это — течение физиократов, в самом названии которых выражено их убеждение в торжестве законов природы над искусственными, надуманными законами правительств (от греческого физис— природа, кратео — господствовать).

Французская художественная литература эпохи Просвещения сделала важный шаг в направлении реалистического отображения действительности. Она переносит читателя в мир отношений, более близких к действительной жизни людей, ломая условные границы «высокого» и «низкого» жанра, установленные теоретиками классицизма в период расцвета абсолютной монархии...
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ раздел Культура Франции XVIII в. Французское Просвещение >>>

Темы раздела:
Основные идеи Французского Просвещения XVIII в. Французские "просветители"
Французский материализм XVIII века
Физиократы эпохи Просвещения
Французская художественная литература эпохи Просвещения
Архитектура и скульптура Франции XVIII века
Изобразительное искусство во Франции XVIII века
Драматургия и музыкальное искусство Франции XVIII века

Культура Франции  в XIХ веке
Культура Франции в XIХ веке
Развитие французской литературы в конце XVIII века, в годы Великой буржуазной революции проходило под знаком революционного классицизма. Стиль речей ораторов и декретов Конвента, грандиозные национальные празднества, произведения поэтов, сочинявших оды, гимны и дифирамбы, — все это было пронизано духом подражания античности. В строгих формах античного искусства выражались идеалы гражданственности и патриотизма, воодушевлявшие деятелей буржуазной революции.

Одним из известных поэтов революции был Экушар Лебрен (1729—1807). В своих одах, написанных в духе Пиндара, он воспевает борьбу французского народа против феодальных владык и чужеземного деспотизма. Другой поэт эпохи Мари Жозеф Шенье (1764—1811) был автором гимнов, которые исполнялись в дни праздников, а также трагедий революционно-патриотического содержания.

Иной характер носила поэзия его брата — Андре Шенье (1762—1794), самого яркого французского лирика этого времени. В отличие от сурового классицизма якобинцев Андре Шенье видел в античном искусстве не только воплощение добродетели и свободы, но и торжество чувственного земного начала. В своих эклогах и элегиях он прославляет радости земной любви и наслаждение жизнью.

Первой ласточкой революционной драматургии была пьеса Мари Жозефа Шенье «Карл IX, или урок королям». Вслед за тем на сцене появляются и другие пьесы, прославляющие республиканцев и патриотов, бичующие королей и аристократию, религиозный фанатизм и невежество. Некоторые пьесы носили аллегорический характер (например, «Празднество Разума» Марешаля, «Празднество Верховного существа» Кювелье).

Основным направлением французской литературы первой трети XIX в. был романтизм. На раннем этапе его развития центральное место в романтическом движении занимал Франсуа Рене де Шатобриан (1768—1848), писатель, представлявший консервативное крыло этого движения. В годы революции Шатобриан — участник войн против французской республики, а в годы Реставрации — реакционный политический деятель. Все написанное им представляет собой полемику с идеями Просвещения и революции.

Живописи, скульптуре и графике Франции XIX в. выпала исключительно важная и яркая роль в сложении и развитии мировой художественной культуры.

Острота социальных противоречий и быстрая смена политических форм во Франции порождали целую серию переворотов также в художественной жизни и художественных направлениях. Ни одна страна в рассматриваемый период не могла сравниться с Францией по смелости идейно-творческих исканий.

Все три основных этапа французского искусства 1789 — 1870 гг. — классицизм, романтизм и реализм — обладают внутренним единством. В своих лучших, наиболее прогрессивных проявлениях они, вне зависимости от своих стилистических форм, наполнены революционным духом, демократической силой и героическим пафосом...
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ раздел Культура Франции в XIХ веке >>>

Темы раздела:
Французская литература XIX века
Театр Франции в XIX веке
Изобразительное искусство Франции в XIX веке
Музыка Франции в XIX веке

Природные ресурсы Франции





Франция:
фотогалереи